Творческий путь

    Родился Валерий Александрович Федоренко 28 января 1948 года в Гомеле в простой рабочей семье. Лет до шести жил у бабушки с дедушкой, которые мальчика безумно любили и многое позволяли. С детства отличался прямолинейность характера, нетерпимостью ко лжи и фальши, целеустремленностью. Из воспоминаний одноклассницы В.А. Федоренко А. Синициной. «В школе Валерий был незаурядным ребенком, всегда имеющим свое мнение. Может не всегда бесспорное, но он его отстаивал навязчиво и агрессивно. Среди одноклассников выделялся стильной одеждой, всегда чистой и аккуратной. За парту он не «плюхался» с разбегу, а зачастую убеждался в ее чистоте. Помню,  как однажды даже газету  подстелил прежде, чем сесть. Когда Валеру вызывали к доске, он медленно и вальяжно поднимался из – за парты. Отвечал четко и по существу, так как всегда был готов к уроку. Часто пропадал в библиотеке. В отличие от нас всех он учился для себя, постоянно расширял свой кругозор, читал не только художественную литературу, но и много «познавательных» книг.»
    После восьми классов пошел в вечернюю школу, чтобы материально помогать семье. Стал работать на ДОКе.
  Трудился во вредном цеху по производству мебели. Здесь  древесные щиты покрывали полиэфиром, а потом шлифовали. Все щиты проходили проверку  на качество «варварскими методами»: по ним стучали молотком, проверяя на прочность покрытия. Если щит в производство приходил с каким-то браком, то Валерий Александрович отказывался его обрабатывать. «Зачем трудиться, если брак получится, - говорил он». Даже в этом проявлялось его стремление к «совершенству».
   Нудная, однообразная работа у станка напрягала и разрушала. На помощь пришла музыка Баха, которую Валерий напевал во время работы. Процессу обработки древесины это не мешало.
    Он пришел в фотографию, будучи взрослым. В 23 года увидел журнал «Чешское фоторевю». Непривычные для глаз советского человека снимки так впечатлили Валерия Александровича, что в день зарплаты купил модный тогда фотоаппарат «Зенит». Тогда же появилась возможность приобретать  книги.
   В те годы  книг по фотографии выпускалось мало, достать их считалось редким везением. Однако судьба преподнесла молодому фотографу подарок – посчастливилось купить книгу «25 уроков фотографии» Микулина и знакомая девушка Елена, студентка филологического факультета Гомельского университета им. Ф. Скорины (в будущем жена)привезла из Парижа модный фотожурнал. Валерий Александрович понял, что фотография вошла в его жизнь серьезно и бесповоротно.
  Так случилось, что в его фотографической жизни не было реальных учителей. Были книги, общение с единомышленниками,  собственная интуиция. Он сделал себя сам. 
  Постепенно Валерий Александрович знакомится с любителями, для которых фотография  выступает не только как средство информации, но имеет и художественную ценность. В 1974 году встречи фотографов – любителей, которые происходили на базе Дворца культуры  производственного объединения «Гомельдрев», выросло в клуб «Полесье».
Фотолаборатория В.Федоренко в
институте Белколхозпроект


  Постепенно творческая фотография стала делом фотолюбителей, которые самостоятельно организовывали выставки.    Споры начались у членов клуба,  когда столкнулись два мнения: фото – это стоп – кадр или фото - это художественное произведение (Оно должно быть постановочным). Фотоаппарат  - это «кисть» художника, значит, такая работа уже не фотография, а картина. Именно этого мнения придерживался Валерий Александрович.
  Первые его снимки были пейзажными, но это были не просто отпечатанные кадры. В них были какие то поправки, внесенные во время обработки отпечатка. Они же и показали, что у Валерия Александровича не просто увлечение. Талант. Он работает над созданием своего стиля. Методом проб и ошибок разрабатывает авторскую технику печати фотографии, когда используются сразу несколько негативов.
    В 1975 году освоив азы фотографии, но не имея возможности заниматься творчеством, В. Федоренко уходит с высокооплачиваемой работы на ДОКе руководителем фото-кружка в Дом пионеров. Так появляется свободное время и тогда же первый профессиональный фотоочерк. В журнале «Родная природа» публикуется работа «Свиристели». 

«Свиристели»

  Это воспоминание Елены Николаевны (жены В. Федоренко) не о работе, а о борьбе с системой. «На занятиях в маленьком помещении-фотолаборатории присутствовали 8 человек. По закону группа должна была состоять из 16. Завуч потребовала «соответствовать» инструкции. Никакие объяснения, что проявлять пленку, сушить, ретушировать и пр. одновременно 16 ребят не могут, даже просто потому, что место не позволяет.  Уволим!Тогда Валерий Александрович собирает одновременно всю группу, приглашает зайти завуча и провести занятия со стоящими ребятами, сесть возможности нет!  От него отстали. И еще потому, что он одновременно вёл фотосъёмку различных мероприятий, проходивших во дворце. (Как общественную нагрузку)»

 Международное признание

    С 1977г. по 1990 г В.Федоренко работал фотографом проектного института. 1991 – 1992г. –фотокорреспондент областной газеты «Гомельская правда». С 1992года – «фрилансер». 
  Более сорока  лет Валерий Федоренко посвящает себя Ее Величеству Фотографии.
 Его работы завораживающи, романтичны, вневременны. Чтобы создать эти фотошедевры, кроме таланта, чутья, вкуса необходимы колоссальные затраты труда и материалов не только художника, но и моделей.                           О работе над снимком «Девочка на веранде». (Из воспоминаний Елены Николаевны). В 1997 году семья В.Федоренко снимала дачу в лесу. Там все отдыхали, любовались природой, дышали лесным воздухом, читали книги и слушали пение птиц.
 Композиция выстраивалась несколько дней. «Словить» нужный свет, набрать свежих цветов для вазы на столе, которые, по мнению художника, уже через два часа увядали и не были годны. А цветы для украшения шляпки вообще  искали несколько дней. Потом началось: «Стань так! Нет! Повернись туда! Опусти или подними голову и т.д!» Модель нервничала, её ждали подружки. Наконец всё сложилось и семья вздохнула с облегчением.
    Валерий Александрович обладает уникальной техникой фотопечати и монтажа. Работы создаются, что называется, руками. Повторить это с помощью компьютера просто невозможно. Все равно что писать картину не маслом по холсту, а печатать ее на принтере.  
    Свои лучшие фотографии Валерий Александрович снял на черно-белую пленку. Некоторые фотографии кажутся цветными, но это лишь  умелое тонирование и раскрашивание. Отдельные работы сделаны способом монтажа, когда используется сразу несколько негативов. Это сложнейший труд. Поэтому каждая его работа штучная.
    Вот как мастер рассказывал о работе «Старик. Мелодия вечера».
  «Снимаю «Практикой» и в последнее время «Олимпусом». «Прямых» фотографий у меня очень мало. Люблю фотографию придуманную, сочиненную, монтажную. Циклы, серии меня не привлекают. Опишу процесс изготовления одной из работ – «Старик. Мелодия вечера».
«Старик. Мелодия вечера»
Чудаковатого старика, самозабвенно наигрывающего на скрипке, я снял во время очередного трудового десанта на «милые сердцу» многих горожан ежегодные сельхозработы. Снимал «Горизонтом». Идея вечера жизни, ее заката пришла во время съемки. Фотографировал на фоне неба, которое при заднебоковом освещении должно было получиться на отпечатке белым.
   Оставалось самое простое: найти способ совмещения сложного контура фигуры старика и неба (заката) в одном изображении. Графически и пробной печатью определил масштаб увеличения и формат будущей работы. Для печати использовал два увеличителя. На контрастной ФТ-пленке печатал с передержкой до близкого к силуэтному изображению лицо старика в формате окончательного отпечатка. Это изображение послужило мне маской. На высушенном отпечатке красной кровяной солью вытравил все, кроме фигуры и скрипки. После промывки и сушки прозрачные участки силуэта были закрашены тушью, волосы дорисовал кистью, так как они частично «съедаются» отбеливателем.
    Полученную таким образом маску обрезал по обозначенному заранее контуру прижимных планок кадрирующией рамки и поместил поверх фотобумаги, закрепленной в квадрирующую рамку. Под красным фильтром увеличителя совместил маску с проецируемой фигурой старика, после чего маска была убрана, и приступил к печати. Снова наложил маску, совместил с проекцией под красным фильтром и перенес под увеличитель с негативом неба, которое печаталось через прозрачные участки пленки. Далее обработка, сушка, ретушь, размачивание и т.д.
  Вот так, «единого кадра ради…» (Фотография экспонировалась в 35 странах, имеет около 20 наград, среди которых золотая, серебряная и бронзовая медали ФИАП. Экспонировалась на Всесоюзной выставке «Фотообъектив и жизнь» в 1984 году в Москве.  Принята в действующую коллекцию Международной федерации фотоискусства. После выставки в Испании Валерию Александровичу предложили провести персональную выставку на Родине. Зал предоставили бесплатно.)
     А так вспоминает о творчестве В. Федоренко его дочь Вероника Федоренко.
   «У меня такое ощущение, что основная часть папиных работ была сделана в мои несознательные годы. В силу моего возраста у меня не сложилось полной картины о том, как рождались идеи и происходила реализация фотографии. У меня осталось в памяти множество фрагментов о моментах вдохновения, о работе над деталями, о трудностях реализации задуманного, о полученной критике.
  Об одной работе я хочу рассказать, она называется «Старик. Мелодия вечера».
    По каким-то своим причинам папа находился в деревне. Там он проживал или соседствовал с пожилой парой. Деревня, муж и жена, нелегкий сельский быт, много лет вместе. Жена в этой паре была особа сварливая, и, несмотря на долгие годы совместной жизни, ругала и пилила мужа регулярно и громко. А он, он как-то уходил из дома и пропадал где-то летними вечерами.
Однажды папа, как он мне сказал, «подловил» его на опушке леса. Он играл там на скрипке. Один со своим инструментом. Наедине со своей душой и вечностью.
    Так получилась фотография. Что-то душу-поддерживающее было в ней. А еще тоска и вечность. А папа с возрастом стал внешне походить на этого мужчину.
      Вторая работа, о которой я хочу рассказать, была сделана при мне, я там была: «Шторм».

«Шторм»
    Я была с папой в Евпатории. Мы возвращались к причалу после поездки на прогулочном катере. По – моему, мы были единственными пассажирами судна. Возможно, погода была неподходящая для отдыхающих. Сидел расплывшийся экскурсовод, который занимал своим телом почти два сиденья. Больше никого я не помню.
  Как - то вдруг погода испортилась: поднялся ветер, небо потемнело и налилось, судно закачало на усиливающихся волнах. Появилось беспокойство и даже вопрос: «Мы, вообще, при таких условиях сможем доплыть до берега?». Лучи оставшегося с другой стороны солнца освещали, заветный, покрытый черной тучей  берег.
Всего этого нет на фотографии. На ней есть другое: момент волшебства, истины и красоты, который иногда открывает природа. Уникальное сочетание света и тени, которое никогда больше не повторится. На фотографии ясная красота и чистота момента, в котором время не существует.
   Достаточно нескольких мгновении: задержаться в нерешительности, завозиться с диафрагмой, и этот момент пройдет и никогда больше не повторится таким, как ты его видел. Никогда не будет такого света и такого настроения.
    «Если искусство – окно в мир, то  окно нарисованное». Эти слова В. Шкловского В. Федоренко избрал девизом своего творчества.  Каждый художник «создает» окно по-разному. А фотохудожник? Может, он видит окно там, где его «нарисовала» сама жизнь?
 Творчество художника разнопланово. В основном это портреты, пейзажи, натюрморты.  Автор мастерски передает красоту природы, очарование женщины. Его портреты окутаны дымкой загадки и недосказанности. Он видит очарование в песке возле самой кромки воды, в детских забавах, в тающем снеге. Его персонажи – ветер, река, осенние листья, лабиринты – словно ожившие свидетели неповторимости белорусских пейзажей. Ракурсы, порой неожиданные, забавные, отличаются непосредственностью. Они светлые и оптимистичные.
«Белорусские пеизажи»

    Может быть, больше, чем другим жанрам, художник уделяет внимание портрету. Он один из немногих в Беларуси лучом фотокамеры рисует женщину, как рисовали её кистью великие мастера. Женщины В. Федоренко – это, прежде всего, тонкий вкус, изящество, романтизм, величие. Фотограф не просто передает впечатление от красоты и необычности лица, а находит детали, незаметные в бытовой суете.    
     Мир его образов красивый без преувеличений, близок нам и прекрасен. Есть у автора и снимки, похожие на старинные картины. На одной из них – своеобразный натюрморт из разбросанных по земле желтых листьев, желудей, каштанов и перьев, видимо, улетевших в теплые края птиц.

«Палитра осени»
     
     В серии черно-белых снимков по-новому раскрывается природа родной земли. Сплав леса по Сожу, парки и памятники архитектуры Гомельщины. Фотографии родного города, сделанные В. Федоренко, публиковались в фотоальбомах «Гомель» (1997г.,2003г.), «Гомельскі палац. (Гомельский
 дворец)”. Большинство этих работ кажутся настоящими произведениями искусства. Приятно видеть свой город таким, каким знают его только сами жители. И художник смог «уловить» в облике города то, что примечает далеко не каждый гомельчанин. На его фотоснимках Гомель выразительный и неожиданный, знакомый и незнакомый одновременно. Даже типовые гомельские новостройки у него почему-то не похожи на микрорайоны других белорусских городов. В пейзажах Валерия Александровича ощущается что-то личное, как  в фотографиях из семейного альбома.
  В 1980 году он отправил во Францию свою коллекцию и сразу получил три награды и редкую медаль Ньепса, которой тогда в Беларуси ни у кого не было и нет.

Медаль Ньепса
   Награду в виде эффектной золотистой чаши с японскими иероглифами художнику вручили в начале 1980-х за портрет тогда маленького его сына Тараса.
«Тарас»

     А больше всего регалий досталось снимкам с изображением женщин. Одну из них («Елена») в зарубежной прессе даже окрестили белорусской Джокондой. Молодая девушка со светлыми распущенными волосами действительно чем-то похожа на знаменитый образ.

«Елена»

    Наград было много, очень много. В 250 международных выставках и салонах он завоевал их более 220. Из них – 3 Гран-при, 9 золотых медалей ФИАП, 2 серебряные медали ФИАП, 6 бронзовых медалей ФИАП, 2 медали ВДНХ СССР  и бесчисленное количество других наград. (Кстати, ни в одной стране, где получены призы, их обладатель не был. Ему удалось побывать только в Польше и в Прибалтике.)
      Престижная Международная федерация фотоискусства учредила свои почетные звания для лучших фотографов мира. Этих званий три. Два из них – «Художник Международной федерации фотоискусства» (1988г.) и «Экселенс Международной федерации фотоискусства» (1996г.) - у него есть. (Историческая справка: В 1954 г. было принято решение об учреждение почетных званий FIAP, с одной стороны это звания для талантливых фотографов (AFIAP и EFIAP). Для получения звания Художник ФИАП (AFIAP) необходимо решение большинства Совета Директоров или Артистической Комиссии.)
   В советское время работы В. Федоренко выставлялись в престижных залах Москвы, публиковались в журнале «Советское фото».
  Его фотографии находятся в коллекциях музея Сабиньяниго (Уэска) в Испании, в музее истории и культуры во Фрибуре (Швейцария), в муниципальной библиотеке г. Реуса в Испании, в центре современного визуального искусства в Дании, в Международной федерации фотографических обществ Бельгии,  Испании, Нидерландов, Польши, Франции, Швеции. Фонды и частные коллекции насчитывают несколько сот фотографий Федоренко.
 В.Федоренко состоит в Республиканском общественном объединении «Фотоискусство», а также в Международной федерации «Фотоискусство» (FIAP). (Историческая справка: FIAP (фр. Fédération Internationale de l'Art Photographique) это Международная Федерация Фотографического Искусства, состоящая из национальных фотофедераций разных стран. На сегодняшний день, организация включает в себя более 85 национальных ассоциаций, находящихся на пяти континентах. 
Главная цель FIAP - содействие продвижению фотографических знаний в мире на художественном, образовательном и научном уровне, в соответствии с принципами ЮНЕСКО, изложенными в заявлении (конституционно подписанными в Лондоне 16 ноября 1945 года): "Пособничество во имя фотографии, развития братских связей и дружественных отношений между всеми государствами, а также развития доверия между народами, в целях укрепления мира во всем мире". 
Ежегодно, через конкурсы, проводимые FIAP, вниманию мирового фотографического сообщества представляются самые выдающиеся работы более миллиона фотографов.
В соответствии с Уставом FIAP, Действительным членом FIAP является федерация или национальное объединение, действующее на национальном уровне. Как аффилированный член, Действительный член FIAP, может быть только один в каждой стране.)
 Он является автором множества публикаций в  специальных изданий по искусству и фотографии, вышедших в Советском союзе, Беларуси, Германии, Дании, Нидерландах, Венгрии, Австрии, Великобритании и США. В справочниках и литературе, вышедшей в свет в последние годы в Беларуси, Валерий Федоренко относится к родоначальникам художественной фотографии республики.
  Наследие автора велико. За творческую карьеру у В.А. Федоренко было 6 персональных выставок. 
1981г – Сан Себастьян, Испания. 
1989 г. – Гомель, выставочный зал Союза архитекторов. 
1998 г. – Гомель, артгалерея Гомельского университета. 2004 г. – Минск, музей – галерея «Мир фото». 
2005 г. – Гродно, Сенаторский зал Нового замка. 
2006г. – Гомель, галерея фотосалона «Медиа мир». Продолжателем дела мастера можно считать и его дочь Веронику Федоренко. Она фотограф – любитель. Проживает в Италии. У нее состоялась персональная выставка «Виды Италии» в артгалерее «Медиа мир».

Комментариев нет:

Отправить комментарий